Vll Открытая школа
Седьмой год главная цель Открытой школы – обмен опытом в области естественно-научного и, в частности, экологического образования и просвещения подрастающего поколения, формирование у детей правильного, бережного отношения к Природе, пробуждение интереса к познанию окружающего мира с самого раннего возраста.
В первые два дня в рамках открытой школы проходил Всероссийский фестиваль «Естественно-научное образование и просвещение: современные вызовы», на котором стало возможным общение между представителями сфер науки, формального, дополнительного образования и организаций музейного типа, к которым относят в том числе зоопарки и океанариумы. Помимо участников из Приморья просветительские проекты представили специалисты Московского и Ленинградского зоопарков, Зоопарка Удмуртии и других.
Одним из ключевых событий фестиваля стала видеоконференция «Музей и школа: поиск общего пространства познания», связавшая через телемост участников фестиваля и представителей музейных организаций центральной части России (Мемориальный музей космонавтики, г. Москва, и Ленинградский зоопарк, г. Санкт-Петербург).
По мнению участника фестиваля проректора Приморского краевого института развития образования Александр Петрунько, общеобразовательная школа потеряла свою монополию, потому что в системе образования возникло много организаций, которые выполняют очень важную роль в формировании экологических знаний и приобретении опыта природоохранной деятельности, также появились мощные научно-образовательные центры, где у ребят есть уникальная возможность знакомиться с носителями науки, экологической культуры, участвовать в различных проектах.
Для участников фестиваля специалисты службы экологического просвещения провели «Уроки в океанариуме», игровую экскурсию для дошкольников, новый лекторий «42. Коротко и ясно», ориентированный на молодёжь, кроме того, педагоги сами выступили в роли юных естествоиспытателей в ходе лабораторного занятия «Планктон как на ладони».
Очень ценно, что и гости фестиваля представили свои уникальные просветительские программы. Так, специалисты Московского зоопарка познакомили участников с интерактивным мастер-классом «Осень в приморском лесу», сотрудники Ботанического сада-института ДВО РАН провели мастер-класс «Вкусные растения», а педагоги МБДОУ «Ручеёк» г. Большой Камень на занятии «Подводный мир Амурского залива» продемонстрировали образовательные техники на основе прикладного творчества.
Как и в предыдущие годы, участниками фестиваля стали учёные из институтов ДВО РАН и ДВФУ, которые рассказали о природоохранных и просветительских стратегиях, реализуемых в Приморском крае.
В фестивале поучаствовали и природоохранные общественные организации. Так, представители Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы рассказали о мероприятиях Фонда в рамках Года лосося и организовали выставку «Лосось, которого мы можем потерять». А Фонд «Феникс» познакомил участников с недавно изданным и очень полезным для всех, кто занимается экопросвещением, учебно-методическим пособием «Игры в защиту тигров», разработанным за счет средств Фонда президентских грантов.
Значимыми событиями стали семинар «Мероприятия в музеях, зоопарках, океанариумах, или Просвещение без назидания для всех возрастов» и конференция «Человек и окружающая среда: проблемные точки», на которых выступили как гости из других городов России и Приморья, так и сотрудники Приморского океанариума. На конференции был поднят ряд острых экологических вопросов, а также обсуждалось, как экологическое просвещение может способствовать охране редких и исчезающих видов.
Самая волнительная и долгожданная для участников часть фестиваля – подведение итогов и награждение победителей. Эксперты конкурсной площадки «Организация экологического воспитания и природоохранной деятельности детей дошкольного возраста: культурные традиции и современное общество» отметили активность и богатый опыт в области экологического воспитания и природоохранной деятельности детей дошкольного возраста.
Уже второй год завершающие мероприятия Открытой школы посвящены особой теме – воспитанию и адаптации детей с особенностями развития. В 2019 году Приморский океанариум начал проект «Хрустальный мост» призванный найти новые возможности социально-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Именно этой проблеме был посвящен семинар, который в третий день Открытой школы собрал около 100 социальных педагогов, педагогов-дефектологов из детских садов, гимназий, школ, просветительских учреждений, общественных организаций Дальнего Востока, Сибири и центральной части России. По словам руководителя проекта «Хрустальный мост» Марины Масловой, с большим вниманием был воспринят опыт работы Приморского океанариума с детьми-аутистами, особого интереса заслужили проект канистерапии (реабилитация с участием собаки), который реализуется в Амурской области, и доклад об использовании технологий виртуальной реальности в помощи детям с РАС. Важно, что участники семинара активно делились прикладными знаниями и навыками: выступающие показывали фрагменты своих уроков, слушатели семинара в зале повторяли упражнения. По итогам работы семинара запланировано проведение в будущем году масштабного мероприятия по проблемам реабилитации детей с аутистическими расстройствами.