«Стал для него и мамой, и папой»: тренер сивуча Айка рассказал трогательную историю его спасения и взросления

«Стал для него и мамой, и папой»: тренер сивуча Айка рассказал трогательную историю его спасения и взросления

В 2012 году на лежбище острова Тюлений Сахалинской области ученые обнаружили трехмесячного сивуча, которого оставила мама по неизвестной причине – не исключено, что она стала жертвой касаток или акулы. Учёные начали наблюдать за малышом, который пытался прикармливаться у других самок. Однако, сородичи начали проявлять к нему агрессию, и ученые приняли решение незамедлительно передать детеныша Приморскому океанариуму.

– Непонятно, по какой причине его бросила мама. Возможно, она стала жертвой акулы или касатки, которые охотятся на морских львов, либо ввиду отсутствия молока. Вообще матери у сивучат очень заботливые. Если у одной мамы отсутствует молоко, детеныш может подкормиться у другой, – рассказывает тренер Владимир Маслов.

Детеныша обнаружил морской биолог Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН Владимир Бурканов во время научной экспедиции. Вместе с другими сотрудниками они стали наблюдать за малышом. Когда детеныш понял, что мама «не придет с охоты», он начал пытаться прикармливаться у других самок. Но бывает так, что самки могут принимать или не принимать чужих детенышей, иногда даже ревностно относиться к чужому детенышу. Сородичи Айка начали проявлять к нему агрессию, кусать и отгонять его от себя.

И тогда ученые забили тревогу. Они связались с руководством Приморского океанариума и попросили приютить животное, чтобы спасти ему жизнь. Специально за Айком на остров Тюлений вылетели ведущий специалист Приморского океанариума Владимир Сиренко и ведущий ветеринарный врач Павел Захаренко.

– Мы взяли детеныша на попечение. Я был одним из первых тренеров Айка, который взял ответственность за его жизнь в буквальном смысле слова. Я стал для него мамой, папой, братом и другом. Сначала я его просто принял как малыша, на уровне природного инстинкта, и заботился о нем. Принял с любовью. У меня было ощущение, что он всегда был со мной. Когда видишь истощенного детеныша, который хочет есть и получить безопасность, ты волей-неволей идешь к нему и пытаешься накормить. Конечно, поначалу он не доверял: «Кто ты такой, ты не сивуч, у тебя нет ласт….», – вспоминает Владимир Маслов.

Изначально малыш категорически отказывался принимать пищу. Местами приходилось силой удерживать, чтобы покормить через зонд либо из бутылочки с соской. Силиконовая соска отличается от материнского соска – он брыкался, выплевывал. Когда все-таки еда попадала в рот он понимал, что это вкусно.  Смесь пищи состояла из сухого безлактозного молока, филе сельди без костей витаминов и растительных масел – получалось питательно.

– Когда Айк понял, что человек – это источник пищи, он стал доверять больше и даже начал сам подходить, когда в руках была бутылочка. При этом все равно уворачивался от этой бутылки, никак не хотел ее принимать. Однако, ему нравилось облизывать и обсасывать пальцы, если на них попадала смесь. Мы пошли на ухищрения: смачивали пальцы смесью, через пальцы просовывали соску, и, таким образом, приучили к бутылке, – делится тренер.

После того, как была выполнена роль матери, необходимо было разнообразить досуг для животного, чтобы он обогащал свои знания и навыки – решено было начать проводить первые тренировки. После того, как Айк хорошо закрепил навык кормления с бутылки, Владимир стал его социализировать – гладить, говорить добрые слова, гулять по разным комнатам, чтобы он познавал мир и понимал, что он в безопасности и что с человеком можно дружить.

Кормление с бутылки длилось около года, рассказывает Владимир. Постепенно Айка начали переводить на кусковую рыбу. Это тоже сложный процесс, который длился несколько недель, поскольку сивучи все-таки охотятся за живой рыбой.

Как только эта задача была решена, у Айка начались тренировки более высокого уровня – подготовительные к представлениям.  

– Изначально у нас не было в планах, что морской лев пойдет на представление. Всё же сивучи – животные очень темпераментные и могут быть опасными. Мало где в мире работают именно с самцами северных морских львов. В-основном, работают с южными львами, у которых менее свирепый характер. Мы, конечно, подготовили Айка. Он с радостью изучал команды, получил около 30 навыков и даже был выведен на сцену.

Но когда он достиг половозрелого возраста, у него проявились черты характера сивуча – это самец, который должен захватывать территорию, завоевывать самок, защищать территорию. Были моменты, когда он действовал только на инстинктах, мог перейти в наступление, несмотря на добрые намерения человека.

Мы поняли, что такое его поведение опасно. Сейчас занимаемся с ним, в-основном, в экспозиции, в представлениях он не участвует, – объясняет Владимир.

Сивуч уже вырос и готов к размножению, поэтому Приморский океанариум готов принять участие в программе по увеличению популяции вида. Айку ищут самку. Отлавливать в природе, согласно законам, запрещено, поэтому сотрудники Приморского океанариума направили запросы коллегам в зоопарки и дельфинарии, у которых могут быть самки морских львов. Направленные запросы для участия в программе размножения охватывают не только российские, но и зарубежные учреждения.

Справка. Сивуч (северный морской лев) (Eumetopias jubatus (Schreber, 1776), отряд хищные – Carnivora, семейство ушастые тюлени – Otariidae, занесен в Красную книгу России в 2001 году.

В России ориентировочная численность современных популяций морских львов составляет от 10 000 до 15 000 особей. На данный момент российские популяции являются уязвимыми и имеют 3-ю категорию – редкий вид (в Красной книге Российской Федерации 2001 года – 2 категория, неуклонно сокращает численность по всему ареалу под воздействием пока не ясных факторов); и – исчезающий вид (в России по шкале МСОП – EN А4ac; в Красном списке МСОП – NT A2a); II приоритет природоохранных мер. При этом, в США удалось восстановить численность сивучей до 100 000 особей.

Ученые ищут причины, из-за чего могло произойти резкое сокращение численности в России, начиная с 1970-х годов. Существуют несколько версий относительно этой тенденции. Среди возможных факторов выделяют увеличение частоты попадания в сети и тралы, из-за загрязнения морей и побережий мусором и остатками орудий лова. Природные факторы также могут влиять на численность, к примеру, потепление климата, которое, в свою очередь, влияет на кормовую базу сивучей.