Лосось - рыба мира!
24—25 апреля 2014 года состоялась III Открытая школа Океанариума ДВО РАН «Роль образования и просвещения в реализации проектов по сохранению биоразнообразия (на примере сохранения численности популяций лососёвых рыб)», проведённая совместно с фондом «Феникс» на базе Школы-интерната для одаренных детей ВГУЭС (ШИОД ВГУЭС).
В течение двух дней участники Школы, приехавшие из разных уголков Дальнего Востока и из США, обсуждали, как средствами образования и просвещения можно способствовать сохранению тихоокеанских лососей в естественной среде их обитания по всему ареалу, включающему побережье нескольких стран, в том числе России и США.
Первый день работы Школы был посвящён знакомству с современным состоянием популяций лососёвых. Анатолий Семенченко — сотрудник Океанариума и Мариуш Вроблевский — директор программ в Западной Пацифике Центра дикого лосося (Орегон, США) рассказали о проблемах, связанных с поддержанием численности лососей на высоком уровне, об охране и особенностях просветительской работы по этой группе рыб. Лэйла Байкова, сотрудник Центра дикого лосося, дала информацию о том, какие лососёвые образовательные программы реализуются в штате Орегон в США. Выступления партнёров Центра дикого лосося с Камчатки, Сахалина и Хабаровского края показали, что образовательные программы по лососям, проводимые в России, также разнообразны и привлекательны. Так, Ольга Еменка, председатель Ассоциации коренных малочисленных народностей Севера из г. Советская Гавань ярко и эмоционально описала праздник Первой Горбуши, проводящийся с целью восстановления традиций коренных малочисленных народностей; Валентина Мезенцева, председатель Совета клуба «Бумеранг"из Южно-Сахалинска, поделилась опытом постановки кукольного спектакля «Как Иван чудо-рыбу спасал» и разработки двух образовательных программ, «Капелька» и «Лососёвый дозор», а также сайта о лососях «Друг-лосось. РФ»; Сергей Макеев из Центра экологических инициатив, Сахалин поведал о своём богатом опыте полевых занятий со старшеклассниками и организации Лососёвого фестиваля на Сахалине. Такими же интересными были и остальные выступления, например, доклад сотрудника образовательного отдела Океанариума ДВО РАН Натальи Мирошниковой об эффективности образовательных программ и способах их оценки.
Второй день работы Школы был посвящён обсуждению опыта организации лососёвых праздников на Дальнем Востоке. Был проведён практический семинар «Царь-рыба», где участники разрабатывали концепции и отдельные элементы подобного праздника. Океанариум ДВО РАН планирует сделать День лосося ежегодным событием.
Изюминкой III Открытой школы стала премьера интерактивного спектакля «Лососёвый мальчик» по мотивам сказки приморского писателя и сотрудника музея ИБМ ДВО РАН В. Г. Квашина. В ходе спектакля зрители вовлекались в театральное действо, перевоплощаясь в лососей, и учились преодолевать препятствия, стоящие на пути этих рыб на нерест. Главные роли сыграли тренеры морских млекопитающих Океанариума, а игры с детьми проводили педагоги нашего образовательного отдела. Первыми зрителями, которые увидели спектакль, стали дети из ШИОД ВГУЭС. По их словам, они многое узнали из спектакля и были под таким впечатлением от него, что по собственной инициативе создали мультфильм о жизни лососей в мультстудии ШИОДа.
Спектакль «Лососёвый мальчик» стал первым образовательным продуктом Океанариума ДВО РАН для детской аудитории в рамках проекта «Развитие российско-американского партнёрства с целью охраны лосося». В настоящее время продолжается работа над мастер-классами, интерактивными занятиями, играми и т. д., которые к началу следующего учебного года станут доступными для педагогов, детей и их родителей.
Проведение III Открытой школы, которое стало возможным благодаря финансовой поддержке Программы российско-американского сотрудничества и Центра дикого лосося, явилось стимулом к развитию и укреплению партнёрских связей между Океанариумом ДВО РАН, фондом «Феникс», Центром дикого лосося (США) и рядом российских дальневосточных организаций, давно и успешно реализующих лососёвые образовательные программы и проекты.
Опыт наших коллег из Камчатки, Сахалина и Хабаровского края позволяет надеяться на то, что Приморский край вскоре станет регионом, где умеют ценить, беречь и приумножать рыбное богатство рек и морей, а лососи, являющиеся одним из символов Дальнего Востока, никогда не исчезнут из рек России, США, Канады, Японии и других стран.
Напоминаем, что Открытая школа Океанариума ДВО РАН является ежегодным открытым бесплатным мероприятием, и приглашаем всех заинтересованных принять в ней участие в следующем году. Информация о ее проведении будет заранее вывешена на сайте Океанариума.