В Приморском океанариуме подвели итоги сезона проекта «Просветительская среда»
В 2023 году в Приморском океанариуме возобновился полюбившийся многим проект «Просветительская среда». Учащиеся и педагоги различных образовательных учреждений приезжают в Приморский океанариум, чтобы расширить свои знания о подводном мире и рассмотреть вживую его обитателей. Занятия проводятся непосредственно в экспозициях. Специалисты помогают детям разного возраста разобраться в сложных темах, углубить познания о морских и пресноводных организмах, а кому-то, возможно, определиться с будущей профессией.
Проект «Просветительская среда берет своё начало еще с 2018 года. Однако занятия начали проводить еще с момента открытия океанариума. За все время существования проект претерпевал некоторые изменения и развивался. Сначала проект включал в себя только уроки, а потом дополнился новыми программами. Занятия в рамках проекта «Урок в океанариуме» разработаны по таким предметам, как биология, окружающий мир и география. Они проходят в экспозициях, где дети могут увидеть животных в условиях, максимально приближенных с естественной средой их обитания, понаблюдать за их поведением и пообщаться с ними, и, конечно, такое общение всегда нравится детям, добавляет наглядности занятиям, позволяет надежно освоить новые знания.
— Занятия по проекту начались в середине февраля и продлились до конца апреля. За этот период участниками «Просветительской среды» стало более 4 тысяч учащихся — это дошкольники, школьники, студенты, преподаватели вузов, а также воспитанники коррекционных школ, детских домов и реабилитационных центров, дети участников СВО. Впервые в рамках новой программы проекта «Океанариум для педагогов» специалисты Приморского океанариума провели семинар для педагогов, которые впоследствии приезжали со своими студентами уже в качестве лекторов. Мы планируем продолжить проведение подобных семинаров в следующем сезоне, который начнется в октябре этого года. И всё же самой популярной программой остаётся «Урок в океанариуме». По сравнению с предыдущими годами проведения программ, за этот неполный сезон мы охватили вдвое больше участников, — рассказала начальник отдела просвещения службы экологического просвещения Диана Перебейнос.
По ее словам, в конце каждого урока вместе с детьми проводится рефлексия, в которой ребята признаются, что им бы хотелось посетить занятие вновь. Стоит отметить, что на программы приезжают школьники со всего Приморья: г. Артем, г. Находка, г. Большой камень, пгт. Ярославский, с.Камень-Рыболов, с. Прохладное, с. Многоудобное, с. Хороль, с. Романовка и другие. Занятия проводятся с октября по апрель по средам и пятницам, исключая каникулы и праздничные выходные.
«Урок в океанариуме» на сегодняшний день включает в себя 15 уникальных занятий для школьников и 2 тематические интерактивные экскурсии для детей дошкольного возраста, среди них – «Путешествие с рыбкой-собачкой» для дошкольников, «Кто такие рыбы?», «Рыбы кораллового рифа», «Жизнь в капле воды», «Кто населяет дальневосточные моря России», «Раскрути спираль эволюции» для школьников и другие. Каждый разработанный специалистами океанариума урок прошел ряд рецензий от методистов и научных сотрудников узкого профиля в соответствии с темой. Обязательно учитывается возраст и соответствующее ему содержание школьной программы, тем самым занятия в экспозициях успешно дополняют учебный процесс. Перечень предлагаемых уроков регулярно расширяется, включая уроки не только биологической и экологической направленности, но и с элементами английского языка.
«Студенческий океанариум» позволяет на безвозмездной основе преподавателям вузов проводить свои лекции на базе океанариума. Программа наиболее актуальна для студентов, специальность которых может быть связана с морской биологией и океанариумом — биологов, экологов, архитекторов, инженеров, а также специальностей смежных направлений: в этом году, например, она заинтересовала лингвистов и психологов, которые проводили анализ информационного контента в экспозициях и вопросы биоэтики.
— Уроки в экспозициях помогают понять, увидеть и даже потрогать всё то, что ребята изучают по учебникам, видеоконтенту и лекциям учителей. Отличный от привычного формат занятия интересен даже для тех, кто до этого в силу разных причин не проявлял интереса к морской биологии, окружающему миру, живой природе, к познанию нового в целом. Такое обучение эффективно еще и в том плане, что на наших уроках достаточно высокий уровень проявления самостоятельности, а это важно для детей, — рассказывает о формате занятий специалист океанариума.
Педагоги, проводящие занятия, это квалифицированные биологи, экологи, то есть специалисты, которые могут подробно ответить на возникающие у ребят вопросы, объясняя тонкости устройства живых организмов с научной точки и на понятном ребёнку «языке».
— Важно дать понимание ребенку и взрослому причины необходимости океанариумов как научно-образовательных комплексов. Через такие учреждения возможно прививать осознанное бережное отношение к природе, развивая тем самым экологическую культуру общества, которое ведёт к повышению уровня культуры в целом, эрудиции и главное — определению себя, индивида, как части планеты, которая влияет и активно взаимодействует с другими элементами в этой системе», — отметила Диана Перебейнос.