VII Открытая школа – стимул работать, воспитывать, учить

Три волнительных и долгожданных дня VII Открытой школы в Приморском океанариуме позади. Настало время подвести итоги мероприятия, к которому целый год готовились и организаторы, и гости.

Седьмой год главная цель Открытой школы – обмен опытом в области естественно-научного и, в частности, экологического образования и просвещения подрастающего поколения, формирование у детей правильного, бережного отношения к Природе, пробуждение интереса к познанию окружающего мира с самого раннего возраста. 

– Обмен опытом и мнениями – это всегда бесценно, но нам зачастую не хватает на это времени, а здесь мы специально собрались и у всех было что сказать, – считает Надежда Христофорова, д.б.н., профессор, заведующая кафедрой ЮНЕСКО ДВФУ. – Любой доклад был интересен, и была наука, было образование, была школа, была практическая организация.

В первые два дня в рамках открытой школы проходил Всероссийский фестиваль «Естественно-научное образование и просвещение: современные вызовы», на котором стало возможным общение между представителями сфер науки, формального, дополнительного образования и организаций музейного типа, к которым относят в том числе зоопарки и океанариумы.  Помимо участников из Приморья просветительские проекты представили специалисты Московского и Ленинградского зоопарков, Зоопарка Удмуртии и других.

Одним из ключевых событий фестиваля стала видеоконференция «Музей и школа: поиск общего пространства познания», связавшая через телемост участников фестиваля и представителей музейных организаций центральной части России (Мемориальный музей космонавтики, г. Москва, и Ленинградский зоопарк, г. Санкт-Петербург).

 – На видеоконференции выступали, с одной стороны, коллеги из музеев, зоопарков, океанариумов, которые проводят занятия для школьников, а с другой – учителя школ, – отметила Наталья Мирошникова, начальник отдела просвещения Приморского океанариума. – Для нас, музейщиков (а океанариумы и зоопарки относят к естественнонаучным музеям), было очень полезно получить отклик от учителей, которые предложили, например, музеям выезжать со своими занятиями в школы, а также подумать об организации «Дня в музее», - это полноценные 4-5 занятий в экспозициях по разным предметам. Для себя как учреждения мы поняли, что назрела необходимость вывести взаимодействие с учителями школ на новый уровень и регулярно проводить для них семинары, показывающие возможности и методики работы со школьниками в экспозициях океанариума.

По мнению участника фестиваля проректора Приморского краевого института  развития образования Александр Петрунько, общеобразовательная школа потеряла свою монополию, потому что в системе образования возникло много организаций, которые выполняют очень важную роль в формировании экологических знаний и приобретении опыта природоохранной деятельности, также появились мощные научно-образовательные центры, где у ребят есть уникальная возможность знакомиться с носителями науки, экологической культуры, участвовать в различных проектах.

– Поэтому я страшно рад, что именно Приморский океанариум является инициатором такого рода встреч. Здесь есть целый диапазон возможностей для вовлечения детей от дошкольного до старшего школьного возраста в различные активности, исследовательские проекты, мероприятия. В этом смысле организатор показал самые новые и востребованные возможности, – отметил Александр Петрунько.

Для участников фестиваля специалисты службы экологического просвещения провели «Уроки в океанариуме», игровую экскурсию для дошкольников, новый лекторий «42. Коротко и ясно», ориентированный на молодёжь, кроме того, педагоги сами выступили в роли юных естествоиспытателей в ходе лабораторного занятия «Планктон как на ладони».

Очень ценно, что и гости фестиваля представили свои уникальные просветительские программы. Так, специалисты Московского зоопарка познакомили участников с интерактивным мастер-классом «Осень в приморском лесу», сотрудники Ботанического сада-института ДВО РАН провели мастер-класс «Вкусные растения», а педагоги МБДОУ «Ручеёк» г.  Большой Камень на занятии «Подводный мир Амурского залива» продемонстрировали образовательные техники на основе прикладного творчества.

Как и в предыдущие годы, участниками фестиваля стали учёные из институтов ДВО РАН и ДВФУ, которые рассказали о природоохранных и просветительских стратегиях, реализуемых в Приморском крае.

–Такое мероприятие крайне важно, потому что популяризация экологических принципов, особенно в детской среде, является главным условием, при котором всё общество постепенно станет более ответственным по отношению к природе, – прокомментировал Сергей Монинец, к.б.н., декан факультета экологической безопасности и освоения шельфа МГУ им. Г.И. Невельского. – Когда собираются учителя, которые потом будут нести знания школьникам, это вдвойне увеличивает актуальность именно этих мероприятий. Здесь, что называется, удобрение вносится буквально под корешок.

В фестивале поучаствовали и природоохранные общественные организации. Так, представители Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы рассказали о мероприятиях Фонда в рамках Года лосося и организовали выставку «Лосось, которого мы можем потерять». А Фонд «Феникс» познакомил участников с недавно изданным и очень полезным для всех, кто занимается экопросвещением, учебно-методическим пособием «Игры в защиту тигров», разработанным за счет средств Фонда президентских грантов.

Значимыми событиями стали семинар «Мероприятия в музеях, зоопарках, океанариумах, или Просвещение без назидания для всех возрастов» и конференция «Человек и окружающая среда: проблемные точки», на которых выступили как гости из других городов России и Приморья, так и сотрудники Приморского океанариума. На конференции был поднят ряд острых экологических вопросов, а также обсуждалось, как экологическое просвещение может способствовать охране редких и исчезающих видов.

Самая волнительная и долгожданная для участников часть фестиваля – подведение итогов и награждение победителей. Эксперты конкурсной площадки «Организация экологического воспитания и природоохранной деятельности детей дошкольного возраста: культурные традиции и современное общество» отметили активность и богатый опыт в области экологического воспитания и природоохранной деятельности детей дошкольного возраста.

Первое место за проект «Лесные жители удэгейцы - хранители нашей Земли» было присуждено МДОУ «Детскому саду №55» из Находки, воспитателям Людмиле Шайхиевой и Светлане Ковальчук.

Второе место было присуждено коллективу МДОУ «Детский сад №3» г. Владивостока. Они участвуют в конкурсе Открытой школы не впервые и на этот раз представили проект «Прогулки дошколят по «Зелёному океану» Приморского края», над которым воспитатели, дети и их родители трудились вместе.

Диплом третьего места был вручен Татьяне Дружининой, педагогу МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» из г. Находка за представление методической разработки «Как творчески экономить цветную бумагу в детском саду?»

По результатам работы конкурсной площадки «Региональная составляющая образовательных и просветительских программ как ресурс устойчивого развития территории» первое место заняли Валентина Ворошилова и Ирина Перминова, воспитатели МДОБУ «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа», которые представили сетевой проект «Эко-маршруты Приморья-2».

Второе место было присуждено Светлане Малышевой, директору БУК УР «Зоопарк Удмуртии» за доклад «Зоопарк как комплекс образовательных, просветительских, воспитательных программ в регионе».

На третьем месте – Ольга Голубева, экскурсовод-методист, СПбГУП «Ленинградский зоопарк» за разработку «Ленинградская область – terra incognita».

На конкурсной площадке «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся по изучению биологического разнообразия и природопользования в регионе» были представлены доклады об исследовательской и проектной деятельности детей.

По результатам работы первое место было отдано Ирине Камиловой, учителю биологии ВДЦ «Океан» за разработку программы экологических смен и создание экологического паспорта ВДЦ «Океан».

Второе место заслуженно получили Елена Голубчанская и Виктория Упорова, воспитатели детского сада «Колосок» с. Екатериновка за организацию исследования дошкольниками семян культурных растений, создание наглядных и анимационных материалов.

Третье место было отдано Александре Андрющенко, учителю биологии МБОУ СОШ № 25 «Гелиос» г. Находка за разработку и успешную реализацию программы экологической смены палаточного лагеря «Гелиос», за нетривиальные решения и большой личный вклад в организацию масштабного проекта.

Уже второй год завершающие мероприятия Открытой школы посвящены особой теме – воспитанию и адаптации детей с особенностями развития. В 2019 году Приморский океанариум начал проект «Хрустальный мост» призванный найти новые возможности социально-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Именно этой проблеме был посвящен семинар, который в третий день Открытой школы собрал около 100 социальных педагогов, педагогов-дефектологов из детских садов, гимназий, школ, просветительских учреждений, общественных организаций Дальнего Востока, Сибири и центральной части России. По словам руководителя проекта «Хрустальный мост» Марины Масловой, с большим вниманием был воспринят опыт работы Приморского океанариума с детьми-аутистами, особого интереса заслужили проект канистерапии (реабилитация с участием собаки), который реализуется в Амурской области, и доклад об использовании технологий виртуальной реальности в помощи детям с РАС. Важно, что участники семинара активно делились прикладными знаниями и навыками: выступающие показывали фрагменты своих уроков, слушатели семинара в зале повторяли упражнения. По итогам работы семинара запланировано проведение в будущем году масштабного мероприятия по проблемам реабилитации детей с аутистическими расстройствами.

– Проделана масштабная и очень важная работа, которая обязательно даст результаты в будущем. Три дня Открытой школы Приморского океанариума прошли в невероятном ритме. Самое главное – мы все получили новые знания, мы получили настроение, мы получили стимул работать, воспитывать, образовывать, – подчеркнула руководитель службы экологического просвещения Приморского океанариума Ольга Шевченко.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ДЕНЬ ВТОРОЙ

ДЕНЬ ТРЕТИЙ