Все мы родом из океана! Проект «Растём в океанариуме»

Все мы родом из океана! Проект «Растём в океанариуме»

Вспомните своё детство: все мы, гуляя по берегу моря, набивали полные карманы причудливых ракушек, гладких камушков, разноцветных стекляшек, а потом с интересом рассматривали свои «сокровища», представляя, какой была их жизнь на дне океана. Да и любой взрослый во время морской прогулки нет-нет да поднимет понравившуюся ракушку. И такое поведение не случайно, океан всегда манил человека своей мощью и тайнами. Мы интуитивно, на генетическом уровне помним, что мы «вышли из моря» (именно поэтому наша кровь по своему составу напоминает морскую воду), и нас тянет на берег снова и снова.

В Приморском океанариуме с 2018 года запущен проект «Растём в океанариуме» для детей, которые увлечены морем, биологией, обеспокоены судьбой морских обитателей и чистотой океана. Проект возник на базе детской эколого-биологической студии «Белёк», которую организовала в 2016 году при открытии океанариума Татьяна Черных – замечательный педагог дошкольного образования. Занятия в «Бельке» проводились для детей 5-7 лет, на них ребята знакомились с морскими животными и растениями, узнавали много интересного о профессиях людей, работающих в океанариуме.

Подрастая на занятиях Татьяны Владимировны, «бельки» так полюбили океанариум, его обитателей, познавательные занятия, что им очень захотелось продолжать исследовать океан, тем более что осталось много вопросов и тайн. Так родился большой проект «Растём в океанариуме», который вдохновила и возглавила Ольга Шевченко, руководитель службы экологического просвещения.

Этот проект позволяет ребятам с 6-7 лет окунуться в мир морских тайн и на протяжении школьного возраста «расти в океанариуме», открывая для себя загадки океана и жизни на нашей планете. Главным преимуществом проекта является его непрерывность и преемственность: ребята переходят с одной ступени на другую. На сегодняшний день проект состоит из четырёх ступеней:

  1. Эколого-биологическая студия «Белёк» для детей 6–7 лет
  2.  Экологическая мастерская «Хранители моря» для детей 8–9 лет
  3. «Ихтиоклуб» для детей 10-13 лет
  4.  Научная студия «АКВАлаборатория» для школьников 14-17 лет

На первой ступени юные «бельки» погружаются в мир профессий, востребованных в океанариуме: вместе с водолазами изучают водолазное снаряжение, с тренерами морских млекопитающих знакомятся с поведенческими особенностями китообразных и тюленей, с микроскопистами заглядывают в таинственный микромир, с ихтиологами и биологами изучают особенности рыб и беспозвоночных. Занятия проходят в творческой атмосфере: ребята лепят, рисуют, снимают анимационные мультфильмы, играют в морские игры, а летом закрепляют полученные знания во время полевой семейной практики на базе Дальневосточного морского заповедника на о. Попова.

В экологической мастерской «Хранители моря» наставники Татьяна Белозёрская и Елизавета Рошколаева знакомят ребят с разнообразием животного и растительного мира морей, озёр и рек, рассказывают, какие факторы формируют среду их обитания, как животные взаимодействуют между собой и с человеком, каковы потребности и образ жизни разных животных. Ребята учатся не вредить окружающей нас природе, они участвуют в мониторинге загрязнения морского побережья, посадке саженцев и других экологических мероприятиях.

Полученные знания ребята с успехом применяют на третьей ступени, в «Ихтиоклубе», когда создают свою экосистему – аквариум с водными обитателями под чутким руководством Платона Осташкина и Анастасии Перфильевой. На этой ступени школьники знакомятся с разнообразием аквариумных рыб, особенностями их образа жизни, получают практические знания об устройстве аквариума, самостоятельного ухода за его обитателями. Каждый участник «Ихтиоклуба» берёт шефство над определенным растением и рыбкой в аквариуме – кормит и следит за их самочувствием. Так вместе ребята создают свой первый аквариум с гармоничным сочетанием растений и животных.

На завершающей – четвёртой – ступени «АКВАлаборатории» уже повзрослевших школьников встречают Любовь Глизнуца и Вадим Покровский и помогают погрузиться в реальный мир науки. На занятиях ребята изучают микромир планктона с применением исследовательских микроскопов, путешествуют в прошлое Земли, узнавая, как шла эволюция жизни на нашей планете и какие группы организмов она создала. Завершается год занятий традиционным палеопикником – палеонтологическими поисками на о. Русский, где выходят слои триасового периода, содержащие раковины аммонитов и зубы акул того времени. Для ребят, которые желают продолжить изучение морской биологии в АКВАлаборатории, есть программа второго года. Она позволяет школьникам заглянуть в загадочный мир клеток и тканей, узнать, как происходит эмбриональное развитие морского ежа, как идёт дифференцировка клеток и развёртывание генетической информации в процессе индивидуального развития организма. Важным этапом занятий в научной студии является выполнение индивидуальных или групповых исследовательских работ, включающих проведение экспериментов на культурах микроводорослей, инфузорий, планарий и дафний.

Пройдя все ступени, «подрастая в океанариуме», участники проекта получают широкие знания по морской биологии, закрепляют их на практических занятиях и выездных практиках, учатся бережному отношению к природе и океану. И пусть не все ребята станут морскими биологами, кто-то пойдёт в биотехнологию, фармакологию, медицину или другую область, но чувство трепетной любви к океану они сохранят на всю жизнь. Давайте вместе любить и беречь океан – наш первый дом, который мы когда-то покинули, но связь с ним сохранили!

Чтобы записаться на ступени проекта «Растём в океанариуме», пройдите по ссылке, где можно найти контактные данные руководителей ступеней.

29.09.2020